Классификация людей по отношению к юмору.

     Можно выделить пять категорий людей:
  1. Не имеющие чувства юмора. То есть не понимающие ни шуток, ни юмора.
  2. Понимающие шутки и юмор, но сами не умеющие шутить.
  3. Умеющие шутить, но использующие не свои, а другими созданные шутки, юмор, анекдоты.
  4. Умеющие самостоятельно «генерировать» шутки, юмор, анекдоты, юмористические афоризмы и т.п. Это — «высший пилотаж». Умение шутить сложнее умения ставить задачи. Я преклоняюсь перед этой категорией людей.
  5. И, наконец, «сверхвысший пилотаж» — это люди, обладающие всеми перечисленными качествами плюс еще умением учить юмору других, т.е. учителя юмора.
     Насколько известно автору, для развития юмора учебного курса нет. Но такой курс, несомненно, нужен. Социологи отмечают, что нас губит невероятная серьезность, мы не умеем смеяться, шутить, радоваться жизни. Смех в автобусе, на улице порой нас даже раздражает. Исследования показали ужасную картину: среди учителей чувством юмора обладают 26%, 62% обладают им частично, а 12% совершенно не имеют чувства юмора. Оптимистический настрой имеет только половина учителей, многие испытывают недовольство и даже уныние. А уныние (неверие в то, что можно что-то изменить к лучшему) — это один из смертных грехов! Мне кажется, что человека без чувства юмора опасно подпускать к детям. Абитуриентов — будущих учителей и воспитателей, думается, надо тестировать на обладание чувством юмора, а во время учебы в педвузе специально развивать у них чувство юмора и обучать методикам воспитания чувства юмора у детей.
     Анализу комического как категории эстетики посвящено немало трудов, а вот книг, позволяющих развить чувство юмора, обучить умению шутить, практически нет. И это, скорее всего, не случайно. Считается, что чувство юмора — врожденное чувство. Либо оно есть, либо его нет! Потому и развивать его нельзя. И в школе шутить нас не учат. Нет такой четкой функции у педагогики — развитие чувства юмора. Ни в программах детских садов, ни в программах школ или вузов не заложено развитие юмора, а между тем шутки, веселость, юмор мы очень любим. Но спросите вдумчивых воспитателей, и они скажут, что чувство юмора воспитать можно. Почему же не учимся?
     Не приходит в голову такая идея — учиться юмору.
     Не знаем, как это делать. Нет методик.
     Уверены, что чувство юмора — это врожденное чувство и учить этому нельзя.
     Не придаем большой важности юмору как элементу общения и счастья.
     Смирились с безрадостной жизнью.
     А жить счастливо, как известно, — это великое искусство и труд, и одной из составляющих счастья являются смех, шутки, радость, юмор, оптимизм.
     Психологи отмечают важнейшую роль, которую играют родители в душевном здоровье и нездоровье детей. В первую очередь виноваты родители, если их дети становятся невротиками. И одна из причин — родители сами не умеют радоваться жизни. Предвижу обычную отповедь: «При такой-то жизни чему радоваться? Только дураки радуются, не до шуток». Ну, хорошо, а дети чем виноваты? И разве нужны деньги для того, чтобы пошутить, создать хорошее настроение? А калечить психику детей жалобами на жизнь и унынием — это допустимо?
     Настоящая книга — попытка помочь сделать первые шаги в развитии чувства юмора, в понимании смешного, даже в создании собственных шуток. Не ждите, что, прочитав эту книгу, вы будете шутить, как Задорнов или Жванецкий. Увы, таблеток для развития юмора я не знаю. Но если потрудиться, выполнить рекомендации, пройти все тесты, помещенные в этой книге, то определенного успеха вы добьетесь. В худшем случае просто узнаете кое-что интересное о юморе и прочитаете немало анекдотов, шуток, забавных афоризмов и т.п.
     Если есть твердое желание сделать подарок себе и своему ребенку — развить чувство юмора и научиться и научить шутить, то надо внимательно прочитать книгу и выполнить предлагаемые упражнения и тесты. Упражняться следует как можно чаще, памятуя, что есть прямая и обратная связь между хорошим настроением и желанием шутить, между крепким здоровьем и радостным отношением к жизни. Ваши усилия в достижении цели будут во сто крат успешнее, если вам удастся сделать так, чтобы ваш ребенок сам захотел развивать у себя чувство юмора и превзошел бы вас. И чтобы вы гордились этим.
     Книга доступна пониманию и может самостоятельно использоваться старшеклассниками. С детьми среднего и младшего возраста надо заниматься лично. Будет замечательно, если ваш ребенок с самых малых лет привыкнет к шуткам.
     Позвольте дать совет родителям, бабушкам и дедушкам.
     Помимо общего радостного настроя жизни в семье хорошо, если вам удастся запланировать специальное время для занятий с детьми юмором. Это будет замечательным подарком детям — минутами смеха. Самое простое — это совместить занятия по развитию юмора с развитием других качеств творческой личности (мышление, память, воображение, воля), а еще проще совместить с обычными житейскими делами в семье. Например:
  • по дороге в детский сад или в школу, в магазин или в мастерскую, на прогулке или в транспорте;
  • можно поупражняться в остроумии за чашкой чая;
  • развлечь компанию за столом хорошей шуткой, веселым розыгрышем или побаловать смешным анекдотом;
  • на огороде, когда копаете картошку, пропалываете морковку; на даче, когда идете в лес или купаться;
  • пофантазировать и посмеяться на ночь.
     Сделайте традицией интеллектуальные и юмористические разминки: решение одной-двух задач на смекалку и разбор одного-двух анекдотов или шуточных ситуаций каждый день или через день. За год окажутся решенными свыше двухсот интеллектуальных задач и шуток, а за все школьные годы — тысячи! Это трудно выполнить, но нет закона, по которому это невозможно. Где взять такое количество анекдотов и шуток?
     Я не знаю другого способа, кроме терпеливого, упорного собирания хорошего, доброго и добротного юмора — в сборниках и штучно. Делайте это систематически, и результаты такой работы будут вам и вашим детям много лет служить верой и правдой. Вы соберете «кладезь радости». При этом анекдоты и шутки должны быть отборными, высочайшего нравственного уровня. К сожалению, нередко современные сборники анекдотов переполнены пошлятиной. Поэтому к отбору шуток, анекдотов следует относиться весьма внимательно. Встречаются столь мерзкие анекдоты, что сами сборники кажутся какими-то липкими, мерзкими и дурно пахнущими. Говорят, анекдоты отражают мир. Плохой мир — плохие анекдоты, плохой человек — плохие шутки и анекдоты. А хорошие, остроумные анекдоты и шутки, даже ирония и сарказм — созидают хороший мир.
Читать дальше О смехе и юморе
Яндекс.Метрика