Классификация людей по отношению к юмору.
Можно выделить пять категорий людей:- Не имеющие чувства юмора. То есть не понимающие ни шуток, ни юмора.
- Понимающие шутки и юмор, но сами не умеющие шутить.
- Умеющие шутить, но использующие не свои, а другими созданные шутки, юмор, анекдоты.
- Умеющие самостоятельно «генерировать» шутки, юмор, анекдоты, юмористические афоризмы и т.п. Это — «высший пилотаж». Умение шутить сложнее умения ставить задачи. Я преклоняюсь перед этой категорией людей.
- И, наконец, «сверхвысший пилотаж» — это люди, обладающие всеми перечисленными качествами плюс еще умением учить юмору других, т.е. учителя юмора.
Анализу комического как категории эстетики посвящено немало трудов, а вот книг, позволяющих развить чувство юмора, обучить умению шутить, практически нет. И это, скорее всего, не случайно. Считается, что чувство юмора — врожденное чувство. Либо оно есть, либо его нет! Потому и развивать его нельзя. И в школе шутить нас не учат. Нет такой четкой функции у педагогики — развитие чувства юмора. Ни в программах детских садов, ни в программах школ или вузов не заложено развитие юмора, а между тем шутки, веселость, юмор мы очень любим. Но спросите вдумчивых воспитателей, и они скажут, что чувство юмора воспитать можно. Почему же не учимся?
Не приходит в голову такая идея — учиться юмору.
Не знаем, как это делать. Нет методик.
Уверены, что чувство юмора — это врожденное чувство и учить этому нельзя.
Не придаем большой важности юмору как элементу общения и счастья.
Смирились с безрадостной жизнью.
А жить счастливо, как известно, — это великое искусство и труд, и одной из составляющих счастья являются смех, шутки, радость, юмор, оптимизм.
Психологи отмечают важнейшую роль, которую играют родители в душевном здоровье и нездоровье детей. В первую очередь виноваты родители, если их дети становятся невротиками. И одна из причин — родители сами не умеют радоваться жизни. Предвижу обычную отповедь: «При такой-то жизни чему радоваться? Только дураки радуются, не до шуток». Ну, хорошо, а дети чем виноваты? И разве нужны деньги для того, чтобы пошутить, создать хорошее настроение? А калечить психику детей жалобами на жизнь и унынием — это допустимо?
Настоящая книга — попытка помочь сделать первые шаги в развитии чувства юмора, в понимании смешного, даже в создании собственных шуток. Не ждите, что, прочитав эту книгу, вы будете шутить, как Задорнов или Жванецкий. Увы, таблеток для развития юмора я не знаю. Но если потрудиться, выполнить рекомендации, пройти все тесты, помещенные в этой книге, то определенного успеха вы добьетесь. В худшем случае просто узнаете кое-что интересное о юморе и прочитаете немало анекдотов, шуток, забавных афоризмов и т.п.
Если есть твердое желание сделать подарок себе и своему ребенку — развить чувство юмора и научиться и научить шутить, то надо внимательно прочитать книгу и выполнить предлагаемые упражнения и тесты. Упражняться следует как можно чаще, памятуя, что есть прямая и обратная связь между хорошим настроением и желанием шутить, между крепким здоровьем и радостным отношением к жизни. Ваши усилия в достижении цели будут во сто крат успешнее, если вам удастся сделать так, чтобы ваш ребенок сам захотел развивать у себя чувство юмора и превзошел бы вас. И чтобы вы гордились этим.
Книга доступна пониманию и может самостоятельно использоваться старшеклассниками. С детьми среднего и младшего возраста надо заниматься лично. Будет замечательно, если ваш ребенок с самых малых лет привыкнет к шуткам.
Позвольте дать совет родителям, бабушкам и дедушкам.
Помимо общего радостного настроя жизни в семье хорошо, если вам удастся запланировать специальное время для занятий с детьми юмором. Это будет замечательным подарком детям — минутами смеха. Самое простое — это совместить занятия по развитию юмора с развитием других качеств творческой личности (мышление, память, воображение, воля), а еще проще совместить с обычными житейскими делами в семье. Например:
- по дороге в детский сад или в школу, в магазин или в мастерскую, на прогулке или в транспорте;
- можно поупражняться в остроумии за чашкой чая;
- развлечь компанию за столом хорошей шуткой, веселым розыгрышем или побаловать смешным анекдотом;
- на огороде, когда копаете картошку, пропалываете морковку; на даче, когда идете в лес или купаться;
- пофантазировать и посмеяться на ночь.
Я не знаю другого способа, кроме терпеливого, упорного собирания хорошего, доброго и добротного юмора — в сборниках и штучно. Делайте это систематически, и результаты такой работы будут вам и вашим детям много лет служить верой и правдой. Вы соберете «кладезь радости». При этом анекдоты и шутки должны быть отборными, высочайшего нравственного уровня. К сожалению, нередко современные сборники анекдотов переполнены пошлятиной. Поэтому к отбору шуток, анекдотов следует относиться весьма внимательно. Встречаются столь мерзкие анекдоты, что сами сборники кажутся какими-то липкими, мерзкими и дурно пахнущими. Говорят, анекдоты отражают мир. Плохой мир — плохие анекдоты, плохой человек — плохие шутки и анекдоты. А хорошие, остроумные анекдоты и шутки, даже ирония и сарказм — созидают хороший мир.