Мера смеха

     Смехом можно обидеть. Шутка, шутовство, скоморошество может переродиться в насмешку, паясничанье, если перейти некую границу — меру смеха. Смех — это оружие, и этим оружием надо пользоваться аккуратно. Следует остерегаться, чтобы смех не перешел в обидную насмешку. Всегда и во всем должно соблюдаться чувство меры, воспитанность, чуткость, уважение к личности. Тем более к личности ребенка, ведь он слаб и беззащитен, хотя все чувствует. Я склонен думать, что чувство обиды дети переносят гораздо болезненнее, чем взрослые, именно по причине своей беззащитности. Обиды ребенка накапливаются, если не разряжаются в реве и крике. Обиды чаще всего не забываются, отсюда и детская агрессия — выход прошлых обид.
     Выше мы уже обсуждали, над чем можно смеяться, а над чем не следует или даже нельзя. Плохое качество человека — это отклонение от человеческой нормы и, следовательно, может быть предметом насмешки. Если смеются над нормой, то это несправедливо, глупо и обидно. Такая насмешка подчеркивает невоспитанность «юмориста» или его недоброжелательное отношение к объекту шутки.
     Чувство меры — это умение ощущать границу, которую в желании пошутить переступать нельзя, то есть определять наличие и величину отклонения качеств объекта шутки от некой «нормы». Степень этого отклонения — величина неоднозначная. Смешное событие может обернуться драмой. Так, человек, у которого порыв ветра сорвал головной убор, особенно шляпу, обычно вызывает смех. Но если шляпа погибла безвозвратно, а погода морозная или дождь идет, то владельцу шляпы (бывшему) как-то не до смеха.
     Предлагаю такой критерий меры: если поступок или качество человека не приносит другим людям вреда — это в пределах нормы. Например: один человек приводит в порядок свой рабочий стол по нескольку раз в день и считает это нормой, а другой годами ничего не прибирает и тоже считает это нормой. Оба имеют на это право, если этот пресловутый стол личный и никому не повредят ни порядок, ни беспорядок. Но если стол общий, то дело приобретает совсем другой оборот.
     Другим критерием определения нормы выраженности какого-либо качества является уровень выраженности этого качества у самого себя. Дело в том, что существует так называемый «эффект рака»: многие считают, что все люди такие же, как он сам (рак считает: пятиться назад — это норма и все должны пятиться), что, конечно, совершенно не так. Отсюда и ошибки, недоразумения, иногда смешные.
     Один путешественник рассказал такую историю.
     «Пробираясь по африканским джунглям, мы постоянно нуждались в проводниках и носильщиках. На этот раз мы наняли проводников из племени, где одежда мужчин была похожа на фартук до колен. Сзади спина и то, что ниже, были открыты. Дня через два мы добрались до другого племени. И каково же было наше удивление: женщины селения собирались группками, презрительно тыкали пальцами в ничем не прикрытые попы наших проводников и просто покатывались со смеху (в их племени одежду мужчин составляли два узких лоскута ткани, свисавшие с веревки, обвязанной вокруг пояса, спереди и сзади). Но женщины-то были абсолютно голые!!!»

     Можно провести некоторую аналогию между мерой наказания смехом и мерой наказания за проступок, предусмотренной юридическими законами. Юридические законы устанавливают наказание за проступки по принципу: тяжелее преступление — строже наказание. Так и смех может быть нежным, мягким, а может быть жестким, колким, уничтожающим, в зависимости от ситуации.
     Вообще-то говоря, почти в любой ситуации можно найти смешную сторону, например, что-то преувеличив или преуменьшив, либо слукавив, либо нарочно поставив объект шутки в смешное положение.
     И еще одно важное замечание: для каждой шутки есть свой оптимальный нравственный и интеллектуальный уровень слушателей. В одном обществе ее примут, а в другом сочтут недопустимой вульгарностью. Один человек засмеется, другой возмутится, третий не поймет юмора, а четвертый полезет драться.
     Вот история, рассказанная одним киносценаристом.
     «Году в 1980-м был я в командировке в международном торговом порту Ильичевске. Поселили меня в двухместном номере в гостинице для моряков. Сосед мой Володя, торговый моряк, сам был парень, в общем-то, не пьющий и к культуре тянулся, все со мной о жизни разговаривал (я тогда пьесу писал, все свободное время на машинке стучал). Но было у них так принято, что, сойдя на берег, моряк ну просто должен был кучу денег пропить-прогулять. Вот он и собрал как-то в нашем номере человек 20 — моряки, официантки, еще люди какие-то. И меня само собой пригласили. Сидим. Пьем. Едим. Тосты произносят. Анекдоты травят. И вот вроде бы моя очередь: ждут, чего я такое умное скажу. А мне как на грех ничего в голову не идет. И вспомнил я популярный тогда анекдот про Урюпинск. Повторю, если забыли.

     Поступает абитуриент в институт. Экзамен по истории.
     Преподаватель: Скажите, когда был 2-й съезд РСДРП?
     Абитуриент: Э-э-э... Ну-у... Забыл...
     Преподаватель: А когда была Октябрьская революция, вы помните?
     Абитуриент: Э-э-э... Ну-у... Не помню...
     Преподаватель: Так. А кто у нас Генеральный секретарь КПСС?
     Абитуриент: Э-э-э... Ну-у... Не-е...
     Преподаватель (заинтересованно): Слушайте, а вы откуда?
     Абитуриент: Я? Из Урюпинска.
     Преподаватель (мечтательно): А может, послать мне все это к чертовой бабушке и уехать в ваш Урюпинск?!

     Вроде как засмеялись. Я было расслабился.
     Но тут встает крепенький такой морячок, рвет на себе тельняшку и грозно меня вопрошает: «Ты зачем так про мой Урюпинск?! У нас недавно новый Дворец культуры открыли и завод вагонные полуоси делает!»
     Чувствую, назревает!.. Отвечаю ему примирительно: «Прости, друг! Я не нарочно. Просто анекдот такой».
     А он снова и еще агрессивнее: «Ты зачем так про мой Урюпинск?! У нас недавно новый Дворец культуры открыли и завод вагонные полуоси делает!»
     Еле-еле ребята его успокоили.
     А я наконец узнал, что Урюпинск — не из серии Нью-Васюков, а реально существующий город».

     Так как же поступать?
     Приведу древнюю мудрость: «Ведите себя так, как вам хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к вам». Это знаменитое «Золотое правило». Не нарушайте Заповедей человечности, они просуществовали 4000 лет! Древние знали человеческие ценности не хуже нас и имели ответы на многие, многие вопросы.
Яндекс.Метрика