Законы смеха и юмора

     Закон отражает некоторые взаимосвязи и взаимозависимости каких-нибудь явлений действительности. Зачем знать законы? Чтобы лучше понимать мир, чтобы делать меньше ошибок и глупостей, чтобы прогнозировать.
     А существуют ли законы смеха и юмора?
     Если признать мир детерминированным (с жесткой причинной обусловленностью всех явлений в природе и ее развитие по строгим объективным законам), то, видимо, должны существовать и законы смеха и юмора.
     Законы юмора — это раздел социальных законов. Вот некоторые из них.
Все мысли человека сопровождаются эмоциями, а тем более смех и юмор.

     Обычно сильное чувство подчиняет себе все другие душевные состояния и окрашивает их присущим этому чувству «цветом»: жизнерадостным или мрачным, победным или унылым и так далее.
Люди любят посмеяться, особенно над другими, особенно если предмет или объект смеха им небезразличен (приятен или неприятен). За удовольствие посмеяться люди платят деньги, например, когда идут на вечер, в театр на комедию, на КВН и т.п.

Не существует комического вне собственно человеческого. Природное (растительный и животный мир, ландшафт, минералы) не может быть комичным само по себе. А вот творения рук человеческих и поступки людей могут быть комичными и смешными. Например, когда мы смеемся над одеждой, мы смеемся не над тканью, а над невзыскательным вкусом человека, который придумал этот нелепый покрой, а другой посчитал его модным, купил и надел. Мы смеемся не над крошечным, тонконогим, дрожащим пудельком, подстриженным под грозного льва, а над хозяином пуделька.

Смех заразителен. Самый невеселый человек в веселой компании заражается весельем. Отмечалось, что смех в зрительном зале тем громче, чем полнее зал. Смех объединяет.

Человек неисчерпаем в своих сложностях, потому и юмор тоже неисчерпаем и неиссякаем.

Чувство юмора развивается, как и любая сторона жизни человечества. Надо отметить, что в настоящее время юмористических передач стало больше, анекдоты, которые ранее передавались изустно, стали издавать, и вообще, юмор превратился в товар. И ничего плохого в этом нет, плохо, что часто этот товар низкого пошиба, примитивен, замешан на пошлости и сексуальной озабоченности. Даже на концертах некоторые юмористы не гнушаются мата. А зал заглатывает это и смеется.

Для юмора или шутки нужны, по крайней мере, два человека — юморист и слушатель (субъект и объект шутки).

Смех всегда «метит шельму» (это одна из целей смеха).

Прежде чем принять идею, высказываемую оратором, или его шутку, слушатели должны сначала принять самого оратора как человека, вызывающего доверие и уважение. Для убеждения аудитории необходимо создать благоприятный социально-психологический климат, в идеале — влюбить аудиторию в себя, тогда она будет вам верить, разделять ваше мнение и заражаться вашими эмоциями.

Мы радуемся шутке, остроте, после того как ее поняли и оценили.

Шутить приятно, как и делать добро.

Есть прямая связь: «Мне весело, и потому я шучу и смеюсь». Но есть и обратное воздействие: начал шутить и самому стало веселее. Не случайно советуют улыбаться почаще, тогда и настроение рефлекторно улучшается, и происходящее воспринимается более оптимистично, и оппонента легче «обратить в свою веру». И наоборот, мрачная физиономия рефлекторно заставляет смотреть на мир тоже мрачно, что и окружающим передается. Теперь даже таблички вешают: «smile!», «Улыбайтесь!». И на футболках такие надписи распространены.

В среде, где юмор — норма жизни, дети принимают юмор как должное. И, наоборот, в семьях со стереотипом серьезности, где шутки считаются глупостью, а то и грехом, дети мало шутят.

Есть такой психологический закон: отрицательные эмоции имеют тенденцию накапливаться и разрушать психику. Если их накопится больше некоторой нормы, они могут разрушить здоровье, а то и убить человека, в самом прямом смысле.

Юмор и шутка очень выигрывают, если они краткие, точные, емкие и неожиданные. «Два слова могут быть неслыханно сильными, а четыре слова вчетверо слабей», — сказал Юрий Олеша.

Сила шутки еще и в быстроте реакции на ситуацию. «Пришел, увидел, пошутил». Вспоминать законы и приемы юмора некогда, их надо знать и чувствовать.

Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем ирония язвительнее.

Шутить надо, как и вообще говорить, только тогда, когда тебя готовы слушать, иначе шутка «повисает в воздухе», никто ее не оценит.

Шутки, как правило, продукт одноразовый. Шутка или анекдот, рассказанные во второй раз, теряют свою прелесть. Однако полюбившийся юмор высокого класса люди готовы воспринимать неоднократно. Иначе почему мы с удовольствием посещаем концерты любимых юмористов или многократно смотрим ставшие уже классикой кинокомедии?

Встречается и такая ситуация: человек сказал что-то, и все засмеялись, а сам человек не понял, почему смеются над его словами. Этот человек не пошутил, а неожиданно «сморозил» какую-то глупость. Так смеются и над милой наивностью детей («Пойду в шкаф, возьму книгу»).

     А бывают ситуации, когда в одной компании одни люди смеются, а другие не смеются, хотя и шутки отменные, и с чувством юмора все в порядке. Это может быть связано с настроением, физическим состоянием. Например, если человек только что получил нагоняй от начальника или у него болит зуб — тут не до смеха. Или по-другому: в поезде едет веселая компания, все острят и смеются, а рядом сидит посторонний. Он не успел познакомиться и не смеется, даже если шутки замечательные, поскольку считает, что неприлично «встревать», и главное, у него может не быть духовной общности с этими людьми, чтобы смеяться над тем же, что и вся компания.
Чтобы «поразить жертву», острота и шутка должны заканчиваться неожиданной остроумной развязкой. Она как точный выстрел. Концовка анекдота, эпиграммы или шутки называется по-латыни — «клаузулой», по-французски — «пуант», по-русски — «соль» или «душа шутки». Концовка может быть намеком, каламбуром, игрой слов, но всегда должна быть неожиданной.
Яндекс.Метрика