Законы смеха и юмора
Закон отражает некоторые взаимосвязи и взаимозависимости каких-нибудь явлений действительности. Зачем знать законы? Чтобы лучше понимать мир, чтобы делать меньше ошибок и глупостей, чтобы прогнозировать.
А существуют ли законы смеха и
юмора?
Если признать мир детерминированным (с жесткой причинной обусловленностью всех явлений в природе и ее развитие по строгим объективным законам), то, видимо, должны существовать и законы смеха и юмора.
Законы юмора — это раздел социальных законов. Вот некоторые из них.
◊ |
Все мысли человека сопровождаются эмоциями, а тем более смех и юмор. |
Обычно сильное чувство подчиняет себе все другие душевные состояния и окрашивает их присущим этому чувству «цветом»: жизнерадостным или мрачным, победным или унылым и так далее.
◊ |
Люди любят посмеяться, особенно над другими, особенно если предмет или объект смеха им небезразличен (приятен или неприятен). За удовольствие посмеяться люди платят деньги, например, когда идут на вечер, в театр на комедию, на КВН и т.п. |
◊ |
Не существует комического вне собственно человеческого. Природное (растительный и животный мир, ландшафт, минералы) не может быть комичным само по себе. А вот творения рук человеческих и поступки людей могут быть комичными и смешными. Например, когда мы смеемся над одеждой, мы смеемся не над тканью, а над невзыскательным вкусом человека, который придумал этот нелепый покрой, а другой посчитал его модным, купил и надел. Мы смеемся не над крошечным, тонконогим, дрожащим пудельком, подстриженным под грозного льва, а над хозяином пуделька. |
◊ |
Смех заразителен. Самый невеселый человек в веселой компании заражается весельем. Отмечалось, что смех в зрительном зале тем громче, чем полнее зал. Смех объединяет. |
◊ |
Человек неисчерпаем в своих сложностях, потому и юмор тоже неисчерпаем и неиссякаем. |
◊ |
Чувство юмора развивается, как и любая сторона жизни человечества. Надо отметить, что в настоящее время юмористических передач стало больше, анекдоты, которые ранее передавались изустно, стали издавать, и вообще, юмор превратился в товар. И ничего плохого в этом нет, плохо, что часто этот товар низкого пошиба, примитивен, замешан на пошлости и сексуальной озабоченности. Даже на концертах некоторые юмористы не гнушаются мата. А зал заглатывает это и смеется. |
◊ |
Для юмора или шутки нужны, по крайней мере, два человека — юморист и слушатель (субъект и объект шутки). |
◊ |
Смех всегда «метит шельму» (это одна из целей смеха). |
◊ |
Прежде чем принять идею, высказываемую оратором, или его шутку, слушатели должны сначала принять самого оратора как человека, вызывающего доверие и уважение. Для убеждения аудитории необходимо создать благоприятный социально-психологический климат, в идеале — влюбить аудиторию в себя, тогда она будет вам верить, разделять ваше мнение и заражаться вашими эмоциями. |
◊ |
Мы радуемся шутке, остроте, после того как ее поняли и оценили. |
◊ |
Шутить приятно, как и делать добро. |
◊ |
Есть прямая связь: «Мне весело, и потому я шучу и смеюсь». Но есть и обратное воздействие: начал шутить и самому стало веселее. Не случайно советуют улыбаться почаще, тогда и настроение рефлекторно улучшается, и происходящее воспринимается более оптимистично, и оппонента легче «обратить в свою веру». И наоборот, мрачная физиономия рефлекторно заставляет смотреть на мир тоже мрачно, что и окружающим передается. Теперь даже таблички вешают: «smile!», «Улыбайтесь!». И на футболках такие надписи распространены. |
◊ |
В среде, где юмор — норма жизни, дети принимают юмор как должное. И, наоборот, в семьях со стереотипом серьезности, где шутки считаются глупостью, а то и грехом, дети мало шутят. |
◊ |
Есть такой психологический закон: отрицательные эмоции имеют тенденцию накапливаться и разрушать психику. Если их накопится больше некоторой нормы, они могут разрушить здоровье, а то и убить человека, в самом прямом смысле. |
◊ |
Юмор и шутка очень выигрывают, если они краткие, точные, емкие и неожиданные. «Два слова могут быть неслыханно сильными, а четыре слова вчетверо слабей», — сказал Юрий Олеша. |
◊ |
Сила шутки еще и в быстроте реакции на ситуацию. «Пришел, увидел, пошутил». Вспоминать законы и приемы юмора некогда, их надо знать и чувствовать. |
◊ |
Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем ирония язвительнее. |
◊ |
Шутить надо, как и вообще говорить, только тогда, когда тебя готовы слушать, иначе шутка «повисает в воздухе», никто ее не оценит. |
◊ |
Шутки, как правило, продукт одноразовый. Шутка или анекдот, рассказанные во второй раз, теряют свою прелесть. Однако полюбившийся юмор высокого класса люди готовы воспринимать неоднократно. Иначе почему мы с удовольствием посещаем концерты любимых юмористов или многократно смотрим ставшие уже классикой кинокомедии? |
◊ |
Встречается и такая ситуация: человек сказал что-то, и все засмеялись, а сам человек не понял, почему смеются над его словами. Этот человек не пошутил, а неожиданно «сморозил» какую-то глупость. Так смеются и над милой наивностью детей («Пойду в шкаф, возьму книгу»). |
А бывают ситуации, когда в одной компании одни люди смеются, а другие не смеются, хотя и шутки отменные, и с чувством юмора все в порядке. Это может быть связано с настроением, физическим состоянием. Например, если человек только что получил нагоняй от начальника или у него болит зуб — тут не до смеха. Или по-другому: в поезде едет веселая компания, все острят и смеются, а рядом сидит посторонний. Он не успел познакомиться и не смеется, даже если шутки замечательные, поскольку считает, что неприлично «встревать», и главное, у него может не быть духовной общности с этими людьми, чтобы смеяться над тем же, что и вся компания.
◊ |
Чтобы «поразить жертву», острота и шутка должны заканчиваться неожиданной остроумной развязкой. Она как точный выстрел. Концовка анекдота, эпиграммы или шутки называется по-латыни — «клаузулой», по-французски — «пуант», по-русски — «соль» или «душа шутки». Концовка может быть намеком, каламбуром, игрой слов, но всегда должна быть неожиданной. |