Качества остроумного человека

     В этой книге мы предлагаем методики воспитания остроумного человека. Кто же он такой, этот остроумный человек? Чем остроумный человек отличается от просто умного, или от просто веселого, или от простого человека, если, конечно, есть на свете «простые» люди? Чем отличается просто личность от творческой личности, а творческая личность — от остроумного человека? Попробуем разобраться. Для начала определим понятия.
     Индивид (индивидуум) — единичный представитель человеческого рода, особь, любой человек.
     Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других. Имеются в виду любые черты индивида, в том числе и неповторимое своеобразие, например, коллекционер, юморист, игрок.
     Личность — это человек, обладающий устойчивой системой черт характера. Примеры выдающихся личностей: Александр Суворов, Януш Корчак, Уинстон Черчилль, Лев Толстой — мы здесь не рассматриваем их с точки зрения положительных или отрицательных качеств. Противоложность личности — «винтик», «как все».

     Положительные качества личности

     (качества любого нормального человека):
     Нравственная чистота. Честь. Совесть. Правдивость. Справедливость.
     Умение самостоятельно определить, что благородно, что не благородно, что хорошо, а что плохо
     Уважение к другой человеческой личности.
     Доброта, участие, умение сострадать, отзывчивость.
     Человеческое достоинство.
     Ответственность. Верность слову. Обязательность.
     Разносторонние знания.
     Волевые качества. Упорство. Настойчивость. Выносливость. Терпение. Умение выполнять начатую работу до конца. Трудолюбие (мать всех талантов). Смелость. Умение рисковать, чтобы победить.
     Умение управлять собой. Умение общаться.
     Здоровье: психическое и физическое (выносливость, сила, способность к упорному труду).
     И, наконец: юмор, жизнерадостное настроение, способность ощущать счастье, создавать вокруг себя атмосферу радости, энтузиазма, дсятельности и уверенности в победе.

     Качества творческой личности

     Здесь главное слово — личность. Без воспитания личности не получится и творческая личность.
     Г.С. Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), отметил шесть характерных качеств творческой личности, которые признаны классическими безотносительно к роду занятий.
  1. Достойная цель жизни.
  2. Умение строить планы и программы.
  3. Работоспособность.
  4. Техника решения задач.
  5. Умение держать удар (не отступать перед трудностями).
  6. Результативность.
    Дополнительные качества творческой личности:
  7. Сильная поисковая активность и открытость новому.
  8. Развитая способность фантазировать и воображать.
  9. Желание творить и способность наслаждаться процессом творчества.
  10. Умение видеть задачи.
  11. Нешаблонное, критическое, независимое мышление. Отсутствие стереотипов мышления.
  12. Постоянное самосовершенствование. Умение напряженно мыслить.
     Теперь перечислим особые качества остроумного человека. Это позволит ответить на вопрос: «Какие качества надо развивать, чтобы стать остроумным человеком?» (это целевой вопрос), и если этих качеств нет, поставить себе задачу их развития. А потом попробуем ответить на второй, более сложный вопрос: «Как развивать эти качества?» (это методический вопрос).
  1. Любовь к людям, душевное тепло, духовная щедрость, бескорыстие, высокие нравственные идеалы. Тактичность. Воспитанность.
  2. Умение видеть комическое. Наблюдательность или, как говорят, «острый глаз». Остроумный человек должен знать нормы поведения и видеть отклонения от них, чтобы над этим посмеяться. Когда нечего критиковать, нет и сатиры.
  3. Жизнерадостность, жизнелюбие, оптимизм, веселость.
  4. Хорошая шутка — это, прежде всего, хорошая мысль, поэтому юморист должен уметь думать, иметь хорошо развитые образное, логическое и ассоциативное виды мышления. У него должны отсутствовать стереотипы и инерционность мышления. Остроумный человек немножко фантазер, человек с прекрасно развитым воображением, он должен иметь в памяти много образов, с которыми можно было бы сравнивать и уметь быстро извлекать результаты сравнения.
  5. «Острота ума». Она, как правило, сочетается с «быстротой ума» — умением быстро вспоминать то, что нужно именно сейчас. Это умение быстро соображать, проявлять находчивость и нестандартное мышление.
  6. Юморист должен хорошо знать психику объекта своего юмора, чтобы не обидеть человека. Уметь «читать человека, как открытую книгу», быть «человековедом». Это великое умение. Остроумный человек в некоторой степени всегда анатом психики людей и аналитик ситуаций.
  7. Хорошее владение словом и слогом. (Советую познакомиться с древней наукой — риторикой.)
     Короче говоря, остроумный человек — это творческий человек, проницательный и наблюдательный, умеющий видеть смешное и умеющий об этом сказать, смелый и веселый, как правило, равнодушный к расхожим мнениям, как по поводу того, что хорошо, а что плохо, так и относительно, например, собственной внешности, независимый в суждениях и достаточно уверенный и себе. Таким, например, был Сократ. Шутя и посмеиваясь, он высказывал такие глубокие мысли, какие в ту пору никому в голову не приходили. И сейчас эти мысли все еще сохраняют свое значение для людей.
     Находчивый человек — это сообразительный человек, легко и быстро находящий хороший выход практически из любого трудного положения. Находчивость — это ценное качество, необходимое и в обыденной жизни, и в деловом общении, не говоря уж о чрезвычайных ситуациях.
     Когда можно быстро найти выход?
     Когда имеются знания и когда есть опыт их использования. Мало быть носителем большого количества знаний, надо быть хозяином этих знаний, то есть уметь быстро извлекать из памяти именно то, что необходимо для решения данной конкретной задачи и именно в этот момент. И надо иметь еще одно качество — умение комбинировать свои знания для быстрого нахождения ресурса для решения задачи.
     Приведем примеры находчивости.
Одному актеру вместе с цветами бросили на сцену охапку сена. Позор! Но не тут то было! Артист сказал: «Я благодарю того почитателя, который бросил мне охапку сена. Надо думать, что он действительно любит искусство, так как отдал артисту то, что мог бы съесть сам». Хохот в зале был ему наградой за находчивость и остроумие. Представьте, что бы было, если бы актер смутился, стал бы оправдываться или возмущаться...

После уроков кокетливая школьница лениво и неумело моет пол в школе. Подходит учитель.
     — Не так, Оля, полы-то моют.
     — А как, Сергей Иванович?
     Сергей Иванович служил на флоте, он взял швабру и лихо стал ею орудовать.
     — Правда, у вас лучше получается! Так я пойду?
     В этом случае находчивость окрашена кокетством или даже нахальством.

Однажды на крупном межотраслевом совещании по робототехнике в зале погас свет. Все приуныли, послышались недовольные реплики. И тут ведущий совещание академик предложил: «Споем!». Зал оценил шутку и простил неприятный инцидент.

     И это вполне возможно — развивать перечисленные качества, чтобы стать остроумным человеком.
Яндекс.Метрика